Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования культуры общения дошкольников.
Предмет исследования: формирование культуры общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что игровая деятельность является эффективным средством формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования культуры общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности;
2. Выявить уровень сформированности культуры общения детей дошкольного возраста;
3. Проанализировать результаты исследовательской работы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы;
-эмпирические: опрос, эксперимент.
Экспериментальной базой исследования выступил МБОУ, старшая группа дошкольников в количестве 20 детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и материалов в реальном педагогическом процессе в дошкольной образовательной организации для формирования культуры общения детей дошкольного возраста.
Структура исследования включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1 Значение развития культуры общения у старших дошкольников
1.1 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - конечный из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка начинают формироваться новые образования.
Это произвольность психологических процессов - интереса, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять собственным поведением, а еще изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Возникновение произвольности - решающее перемены в деятельности ребенка, когда целью становится не перемена внешних, находящихся вокруг его предметов, а овладение индивидуальным поведением.
Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту бывает замечена внеситуативно-личностная конфигурация общения, которую различает потребности во взаимопонимании и сопереживании и личные мотивы общения.
Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Развитие и социализация личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, выходом в свет новых свойств и потребностей.
Складываются все стороны личности ребенка:
-умственная;
-моральная;
-чувственная;
-волевая;
-результативно – практическая.
Отечественные специалисты по психологии Л.С. Выготский и А.В. Запорожец многократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к работе, подчиненной общественным общепризнанным мерам, и довольно чувственно относится к последним [24].
На данном этапе взамен познавательного уровня общения ребенка со взрослым на 1-ый план выступает личностный, в центре которого лежит внимание к человеческим взаимоотношениям.
Старший дошкольник в основном правильно понимает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, абсолютно правильно рассматривает качество собственных действий и отдельные черты собственной личности.
К концу дошкольного возраста у детей складывается свое собственное мнение. Ее содержанием выступает положение практических умений и нравственных свойств ребенка, выражающихся в руководстве общепризнанным мерам поведения, установленным в коллективе.
В целом собственное мнение дошкольника довольно высока, что может помочь ему осваивать новые виды работы, без колебаний и страха включаться в образовательную работу при подготовке к школе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2018. - 248 c.
2. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2016. - 948 c.
3. Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 336 c.
4.Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (+ CD-ROM) / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 512 c.
6. Губа, В. П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 307 c.
7. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М.: Учитель, 2020. - 204 c.
8. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий 2003, 2018. - 266 c.
9. Желтушкин, Юрий 11 правил для достижения успеха. Восхождение на вершину личностного развития / Юрий Желтушкин. - М.: Феникс, 2017. - 256 c.
10. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010. – 176 с.
11. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – М. : Академия развития, 2006. – 160 с.
12. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2005. – 422 с.
13. Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. – М. : Айрис-Пресс, 2009. – 208 с.
14. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 39 с.
15. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. – М. : Лада, 2005. – 195 с.
16. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Ю. Н. Галагузова и др. — Екатеринбург: УрГПУ, 2017. — 204 с.
17. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. — СПб.: «Детство-Пресс», 2009. — 64 с.
18.Смирнова, Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками: Учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Мозаика- Синтез, 2012. – 34 с.
19. Сыроватская, Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников / Н.И. Сыроватская // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 62-63.
20.Тверитина, Е.И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Тверитина Е.И., Барсукова Л.С. /Под ред. М.А. Васильева. М., 1986. 236 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание, 2014. № 2. С. 4–18
22. Чернова, Г.Р. Психология общения: Учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2012. - 240 с.: ил.
23. Чернявская, В.С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт. – 2016. - №1.
– С. 1 – 6.
24. Шадрина, Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
26. Шинкарева, Н.А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарева, Н.А. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 46 - 49.